ИНТЕРНЕТ-АПТЕКАМ БЫТЬ!

25 марта 2019

«Если Вашего бизнеса нет в Интернете, значит, Вас нет в бизнесе»

Билл Гейтс

Уже несколько лет Правительство пытается принять закон о продаже лекарств в онлайн режиме через сайт. Но в феврале этого года Владимир Путин попросил Думу ускорить принятие закона об электронной торговле лекарствами. Пока речь идет о продаже безрецептурных препаратов, но как говорится, «Путь в тысячу миль начинается с первого шага».

Пока фармацевтический рынок готовится к принятию закона о продаже лекарств через интернет, многие аптеки задумываются о разработке своего собственного сайта. Оно и понятно, ведь интернет-аптека на сегодняшний день – это не только позиционирование своей компании в сети, но и в высшей степени эффективный инструмент торговли.

Первая проблема, с которой столкнутся аптеки при разработке сайта, – отсутствие простой, полной и структурированной информации о лекарственных препаратов.

Откуда брать информацию?

Первое, что приходит на ум – это воспользоваться информацией с действующих сайтов известных компаний. Сразу хочу предупредить тех, кто хочет так поступить – не спешите это делать. Во-первых, зачастую информация на таких сайтах неполная, особенно в части описаний (инструкций по применению) лекарственных препаратов. Во-вторых, фотографии препаратов могут быть устаревшими или недостаточного качества, потому как в последнее время многие производители делают ребрендинг товаров – меняют дизайн и форму упаковки препарата.

Почему же так получается? – спросите Вы. Причина проста – для поддержания данных в актуальном состоянии необходимо содержать еще одного-двух специалистов, а это дополнительные затраты для компании и на это согласны немногие аптеки. Для сравнения, у нас в данном направлении работает отдельный штат сотрудников с фармацевтическим образованием, что позволяет нам оперативно и своевременно обновлять справочную информацию. Поэтому фотографии упаковок препаратов мы рекомендуем брать непосредственно у производителей, потому как только они могут дать актуальную и качественную информацию о своем ассортименте.

А вот инструкции лекарств рекомендуем брать только с сайта Государственного реестра лекарственных средств, потому что там публикуются полные описания, подписанные ответственными лицами. Практика показывает, что на официальных сайтах самих же производителей инструкции по применению лекарств публикуются неполные. И в прошлом году в Правительстве уже понимался вопрос касательно того, чтобы начать штрафовать недобросовестных производителей, которые публикуют недостоверные данные относительно произведенных препаратов.

Поиск препаратов зависит от качественного справочника и классификатора

Помимо простого поиска препаратов на сайте, рекомендуется добавить и так называемый «умный поиск» по всему каталогу, который находит лекарства не только по названию, но и по симптомам. Таким образом, пользователи смогут найти в интернет-аптеке таблетки для рассасывания по запросу: «Боль в горле». Также отличным функционалом будет возможность поиска препаратов по их показаниям и противопоказаниям, особенно когда речь идет о детях и беременных женщинах. Стоит реализовать возможность поиска нужных препаратов по запросам вида: «Аллергия беременность» и «Отравление дети», чтобы посетителям сайта не пришлось просматривать инструкции ко всем лекарствам.

Карточка препарата

Инструкция по применению — это главная информация, которая должна находиться на странице каждого лекарства. На наш взгляд, минимальная информация должна быть такой:

  • Название
  • Производитель
  • Состав
  • Форма выпуска
  • Дозировка
  • Показания к применению
  • Способ применения и дозы (особенно у детей)
  • Принимать с осторожностью
  • Противопоказания
  • Фармакологическое действие
  • Побочные эффекты
  • Условия продажи (по рецепту или без)
  • Условия хранения
  • Срок хранения

Хочу отметить такой момент, что к нам довольно часто обращаются с таким вопросом – давайте сделаем интернет-аптеку без фотографий упаковок и инструкций, а уже потом, когда сайт начнет приносить клиентов и доход – добавим фотографии и инструкции. Безусловно, это самое простое решение. Но давайте взглянем немного дальше. Еще в 2017 году появилась новость, что каждую интернет-аптеку Росздравнадзор хочет привязать к лицензии аптеки. Наверняка, будут установлены определенные минимальные требования к размещаемым инструкциям лекарств, например, чтобы была информация о показаниях к применению, особенно у детей и беременных женщин, противопоказаниям, побочных эффектах и управлении автотранспортом после приема препарата. Логично? В таком случае аптеке потребуется переделывать сайт, искать фотографии упаковок и инструкции лекарств, а это дополнительные затраты, причем не только финансовые, но и человеко-ресурсы. А самое интересное, что сайт в это время будет простаивать, потому как использование сайта, возможно, будет запрещено при несоблюдении минимальных требований к интернет-аптеке.

Руководители аптек должны это понимать и заранее все просчитывать. В среднем, ассортимент аптеки составляет 5000-6000 позиций. Как думаете, за какой промежуток времени двое-трое человек соберут полную информацию для 5000 наименований? А для 20 000 позиций? Это очень трудоёмкая и монотонная работа, и поэтому довольно часто возникают ошибки. А с другой стороны, будут ли те клиенты, которых Вы привлекли на Ваш сайт, ждать все это время, пока сайт приводят в порядок? Или они просто станут клиентами Ваших конкурентов?

Аналоги лекарств

Многие препараты имеют разные названия, но одинаковые действующие вещества в своем составе, например, у противовирусных средств «Гриппферон», «Альтевир», «Виферон» и «Интерфераль» — интерферон. Необходимо предусмотреть возможность предлагать покупателям аналоги препаратов, которые они ищут, в том случае, если их нет в наличии или цена отличается намного.

Также рекомендуем обратить внимание и на сопутствующие товары. К примеру, если покупатель приобретает лекарства в ампулах – то дополнительно предлагать шприцы.

Онлайн консультация

Приходя в аптеку, люди привыкли консультироваться со специалистами. Многие лекарства помогают людям с нарушениями в интимной сфере и обсуждение их с фармацевтом, на глазах у очереди, может быть неудобным. Поэтому необходимо предоставить возможность покупателям задать вопрос по телефону или в онлайн-чате. Естественно, отвечать должны квалифицированные фармацевты. При этом будет нелишним дополнительно обучать покупателей работе с сайтом, например, в телефонном разговоре фармацевт может посоветовать зайти в определённый раздел сайта, где представлены подходящие препараты, а в переписке в чате – дать ссылку на категорию товаров. Таким образом, люди привыкнут к сайту и в следующий раз самостоятельно справятся с поиском.

Подводя итоги

Важнейшей характеристикой конкурентной и рентабельной интернет-аптеки является оптимальное сочетание таких качеств, как узнаваемость и функциональность, а также простота и доступность для пользователя. Это достигается созданием фирменного стиля, продуманностью программной части и структуры интернет-аптеки. Немаловажным фактором является организация оперативной обработки заказа. Кроме того, интернет-аудитория привыкла совершать частые и периодические покупки в сети, получая при этом накопительные и сезонные скидки, а также подарки и возможность участия в различных акциях. А если покупатель оформляет заказ поздно вечером или в нерабочее время аптек, то должен иметь возможность ознакомиться полностью со всей инструкцией по применению того или иного лекарства.

Не стоит забывать и о качественных фотографиях препаратов, ведь психология такова, что 80% информации человек получает зрительно. И когда потенциальный покупатель попадает на сайт, он, в первую очередь, видит фотографии препаратов, сам дизайн сайта и в течении первых 5-10 секунд решает – понравился ему сайт и стоит ли тут оформлять заказ или открыть другой. Это, пожалуй, самые основные и базовые правила, которые должны учитываться при разработке интернет-аптеки. Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы на них ответить, а также помочь Вам в разработке сайта, который будет выгодно отличать Вас от конкурентов, и наполнить его фотографиями лекарств и инструкциями по применению.

И напоследок, хотелось бы обратиться к владельцам и руководителям аптек – уважаемые директора! Когда Вы открывали аптеку, Вы ведь тщательно планировали дизайн, анализировали и выбирали цветовые гаммы для ремонта помещения аптеки, кто-то из Вас даже привлекал дизайнеров – и все для того, чтобы быть более интересными, привлекательными и необычными для клиентов.

Так вот интернет-аптека – это аналогичное позиционирование своей компании, но только в интернет пространстве. Поэтому отнеситесь к разработке сайта основательно, с особой тщательностью, ведь тенденция такова, что уже в ближайшие 5 лет 90% продаж перейдут в онлайн режим.

А Вы к этому готовы?